Чтобы начать обмен документами, пользователь должен перейти в «Диадок» по специальной ссылке. Затем он должен выбрать из предложенного списка сертификат электронной подписи, с помощью которого он сдает отчетность, и активировать личный кабинет, уже созданный для него в «Диадоке» (активация занимает не больше минуты). Затем ему необходимо найти своих контрагентов, подключенных к «Диадоку». Для этого нужно открыть вкладку «Контрагенты», нажать кнопку «Добавить» и ввести в поисковую строку название или ИНН партнера. Далее партнеру направляется приглашение обмениваться электронными документами (подробнее см. инструкцию). При этом с контрагентами не нужно заключать никаких дополнительных соглашений об обмене — все необходимые юридические формальности прописаны в регламенте «Диадока».
Абонент «Контур-Экстерна» может подписывать документы в «Диадоке» тем же сертификатом ЭЦП, который он использует для отправки отчетности. Через «Диадок» можно отправлять/получать электронные счета-фактуры (см. «Сегодня будут выставлены первые юридически значимые электронные счета-фактуры»), несколько первичных документов по установленному формату (см. «Запрошенные в ходе проверки ТОРГ-12 и акт приемки работ скоро можно будет переслать в ИФНС в электронном виде») и любые неформализованные первичные документы.
Переданные через «Диадок» формализованные электронные документы — электронные счета-фактуры, книги покупок и продаж, дополнительные листы к ним, журнал учета счетов-фактур, ТОРГ-12, акт приемки работ (услуг) — в случае проверки можно будет представить в инспекцию в электронном виде. Через систему для отправки отчетности, например, «Контур-Экстерн» инспекция пришлет налогоплательщику требование о представлении документов (см. «Налогоплательщики уже могут получать в электронном виде требование об уплате налога и 15 других документов»). А тот сможет направить через «Контур-Экстерн» в адрес инспекции формализованные электронные документы, которые он получал или отправлял через «Диадок».
Переданные через «Диадок» неформализованные документы (то есть те, формат для которых пока не утвержден), налогоплательщик сможет распечатать, отсканировать, подписать сканы ЭЦП и тоже направить налоговикам через «Контур-Экстерн» (см. «Самые распространенные подтверждающие документы можно будет отсканировать и прислать в инспекцию по ТКС»). Вся необходимая правовая база для отправки запрошенных в ходе проверки электронных документов в инспекцию уже существует, а требующееся для обмена программное обеспечение начнет работать в течение ближайших недель.
Обратите внимание: организации и ИП, не являющиеся абонентами «Контур-Экстерна», также могут бесплатно отправить/получить 400 электронных документов через «Диадок». Для этого им нужно оформить подключение к «Диадоку» до 31 декабря 2012 года.