2000 Официальный старт проекта «Контур-Экстерн» был дан 1 июля 2000 года в момент создания Лаборатории Интернет-технологий компании «СКБ Контур», однако сама по себе идея разработки программы для подготовки отчетности в виде web-приложения была высказана в стенах компании «СКБ Контур» несколькими месяцами ранее. Первичная постановка задачи заключалась в кардинальном решении проблемы обновления программного обеспечения на стороне клиента при изменениях в законодательстве. Этой исходной постановкой и объясняется многолетняя и неизменная приверженность компании идее «Организация рабочего места абонента, при котором основная часть программного обеспечения, необходимого для работы в системе и требующего обновления, находится на сервере специализированного оператора связи. На рабочем месте абонента устанавливается минимальный комплект клиентского программного обеспечения, не требующий обновления и необходимый для работы в системе. тонкого клиента» - идее, которой проект «Контур-Экстерн» обязан своим своеобразием и успехом. Лишь несколькими месяцами позже возникло понимание того, что данные налоговой отчетности можно не только готовить на удаленных серверах, но и, с помощью этих серверов, передавать в налоговые инспекции. Поэтому в 2000 году были заложены основы архитектуры системы подготовки данных в экранных формах web-приложения, контроля, импорта и экспорта файлов установленного формата, а уже в 2001 году главным акцентом стало освоение работы с криптографическими функциями. В мае 2001 года был подписан дилерский договор с компанией «Крипто-Про», к концу года был введен в эксплуатацию один из первых в России удостоверяющих центров.. В то же время развивалась и сама прикладная система - появились механизмы для работы с различными формами отчетности. Каждый следующий год истории проекта «Контур-Экстерн» можно назвать прошедшим под знаком той или иной ключевой идеи. Если 2000 год - это год web-интерфейса, а 2001 год - год криптографии, то 2002 год стал для нас годом документооборота. В этом году была сформирована вся нормативная база для активной работы по предоставлению услуг электронной отчетности налогоплательщикам, и в системе «Налоговая отчетность через Интернет» (словосочетание «Контур-Экстерн» появилось только в 2003 году) возникла третья компонента, как органичное дополнение бухгалтерской и криптографической - телекоммуникационная. Процесс сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности был организован в соответствии с законодательной базой, в том же виде он существует и сейчас. Неотъемлемой частью системы стали АРМ «Прием» и АРМ «Мониторинг». 2003 год - это время стремительного регионального развития. Начав реальную рыночную работу в Свердловской области, компания «СКБ Контур» искала работающие формы продвижения системы и за ее пределами. В 2003 году был дан старт масштабной региональной экспансии системы «Контур-Экстерн» во всех формах сотрудничества. Уже весной этого года начали подключать абонентов и первый региональный Спецоператор - организация, имеющая соответствующие лицензии, уполномоченная региональным контролирующим органом на организацию системы защищенного электронного документооборота хозяйствующих субъектов и этого контролирующего органа. 2004 год - год рыночной конкуренции. Широко двигаясь по регионам, компания и партнёры повсеместно стали встречаться с другими участниками рынка электронной отчетности и вступать с ними в конкуренцию. В этом году сработал еще один закон рынка - увидев успех первопроходцев, по их пятам жадно и быстро пустились молодые «старт-апы», имеющие перед глазами готовые пути развития бизнеса и способные избежать многих ошибок и метаний. Поэтому в 2004-м компании пришлось научиться быстрее реагировать на действия конкурентов в регионах, составлять рекламные материалы, выверять и регулировать все цены, проводить маркетинговые мероприятия, участвовать в выставках, создавать соответствующие подразделения и бизнес-процессы. 2005 год - год «единого окна». В 2005-м удалось подготовить практически самостоятельно всю техническую, методологическую и нормативную базу для повсеместного внедрения технологически грамотной схемы документооборота между хозяйствующими субъектами и государственными органами России. И пусть итогом 2005 года стали лишь разрозненные «пилотные» проекты, а не реальный запуск «единого окна». Однако трудно переоценить тот уровень проработки темы документооборота с различными государственными органами, которого удалось достичь. О результатах этой работы говорят и лавинообразно нарастающее количество заключенных договоров с государственными органами, принимающими отчетность, и прирост количества абонентов, равного которому до этого еще не было, и движение конкурентов по тому же, уже во многом проторенному пути. Ощутимый отрыв от конкурентов, наметившийся в 2005-м в проекте «Контур-Экстерн», произошел во многом благодаря усилиям, затраченным на «Концепция, позволяющая в рамках системы Контур-Экстерн передавать не только налоговую и бухгалтерскую отчетность, но и осуществлять электронный документооборот с другими контролирующими органами (Пенсионный фонд, Росстат) вне зависимости от местонахождения участников документооборота.единое окно». 2006 год - год рыночной коррекции. Ситуация относительно устоявшихся рынков услуг спецоператоров, как федерального, так и региональных, со сложившимися правилами игры, пониманием средних цен и ключевых факторов успеха, стала навевать мысли о возможности успеха системы документооборота, выстроенной лишь усилиями государства, что вызвало в 2006-м государственную экспансию в рыночные механизмы. Законодательно была обозначена как альтернатива схема документооборота, не предполагавшая участия специализированного оператора связи в процессе передачи отчетности. Нормативная двойственность имела однако вполне осязаемые последствия - система «Контур-Экстерн» еще раз доказала свою жизнеспособность в среде административных рисков, получив уже в текущем 2007-м исчерпывающее заключение о соответствии всем стандартам документооборота, и даже предложив силами своих разработчиков варианты по доработке требований к аналогичным системам на рынке. Мы продолжаем сами создавать нашу историю. Сейчас мы стремимся к созданию прозрачной и понятной структуры проектов, позволяющей органично и эффективно развивать как вновь зарождающиеся, так и ставшие уже привычными сервисы в рамках проекта «Контур-Экстерн». 2007 год стал годом структурного рывка. При росте клиентской базы на 250% в год (100-тысячный Любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключивший договор на подключение и абонентское обслуживание в системе Контур-Экстерн.абонент был зарегистрированв системе «Контур-Экстерн» в апреле 2006 года, а уже в декабре 2007-го года мы праздновали подключение 500-тысячного абонента), компания нуждалась в новых подходах к управлению, сервису, процессам разработки. Нам удалось, не снижая набранного темпа, буквально на ходу перестроить организационную структуру компании, создать новые стандарты качества сервиса, создать потенциал для запуска новых проектов. Благодаря этому, 2007-й год стал рекордным по количеству сервисов, запущенных в системе «Контур-Экстерн». В этом же году, благодаря реорганизации компании, были открыты новые направления разработки, которые в 2008 году выльются в новые полезные и интересные Интернет-сервисы для малого и среднего бизнеса. Среди других больших событий года - открытие регионального центра в Санкт-Петербурге, реальный запуск документооборота с ПФР и Росстатом в масштабах страны в рамках проекта «Единое окно». 2008 год стал годом рекордов и достижений! За период с 30 декабря 2007 г. по 30 декабря 2008 г. количество абонентов системы «Контур-Экстерн» увеличилось на 45% и составило более 850 тысяч. В течение года была реализована возможность сдачи электронной отчетности в рамках 56-ФЗ (с января), отчетности в Росстат (с октября), в Пенсионный фонд (с декабря), а также в Ростехнадзор для абонентов республики Татарстан (с октября). 1 марта стартовал всероссийский конкурс для бухгалтеров, экономистов и финансистов «Мисс Контур-Экстерн», в котором приняли участие более 700 человек. По итогам электронного голосования были определены 5 победителей. С 10 марта всем абонентам Москвы и Московской области начали выдавать электронные идентификаторы RuToken с сертификатами Электронная цифровая подпись - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки и искажения содержащейся в нем информации, позволяющий однозначно определить автора данного документа и придающий документу юридическую силу. Аналог подписи уполномоченного лица и печати организации в документе на бумажном носителе.ЭЦП. В июле в рамках «Кодекса Электронного Документооборота» абоненты системы сформулировали 6-й закон: «Отчетность должна оставлять время для семьи и отдыха». В июле было передано рекордное количество отчетов: 18 июля - 134 617, 21 июля - 150 500, 28 июля - 125 443 (количество переданных отчетов в сутки). 1 октября Федеральный call-центр СКБ Контур отметил свой первый день рождения. В 2008 году на обслуживание ФКЦ переведены четыре региона - Чукотский автономный округ (с апреля), Москва и Московская область (с июня) и Ярославская область (с октября). На конец года в штате call-центра - более 200 квалифицированных специалистов. С 10 октября всем абонентам предоставлена возможность получения выписок из базы Единого Государственного Реестра Юридических Лиц (ЕГРЮЛ). 31 октября СКБ Контур отметил 20-летний юбилей. В рамках праздничных мероприятий все абоненты «Контур-Экстерн» получили подарки и скидки при продлении и подключении. В конце 2008 года количество выданных Удостоверяющим центром СКБ Контур сертификатов ЭЦП приблизилось к полумиллионной отметке. Юбилейный 500000-ый сертификат был выдан в феврале 2009 года. |